ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ЧВАНОВОЙ ЕЛЕНЫ НИКОЛАЕВНЫ - ВОСПИТАТЕЛЯ МДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 7 «ЗВЕЗДОЧКА» г. САРАТОВ

Занятие по речевому развитию «Составление рассказа-размышления «Что я знаю о животных?» в старшей группе

Цели:

Грамматика: развивать умение детей составлять сложноподчиненные предложения и предложения с вставными словами («по моему мнению», «во-первых», «во-вторых», «следовательно»).

Звуковая культура: продолжать учить детей различать гласные и согласные звуки, определять место звука в слове, строить звуковую схему слова, формировать представление о том, что звук и смягчает предыдущий согласный.

Связная речь: развивать умение утверждать или отрицать. Учить составлять рассказ-размышление о животных, согласно предложенной модели и образцу воспитателя.

Развивать: мышление, внимание, память, грамматические умения, язык, слух.

Воспитывать: здравомыслие, наблюдательность.

Материал: набор парных раздаточных картинок с изображениями животных, мяч, звуковые фишки (на каждого ребенка, набор символических изображений реплик (1 демонстрационное и раздаточное – по количеству детей, микрофон, диск, магнитофон.

Содержание:

I этап. Общение.

1. Угадывание загадок о животных с использованием интерактивной технологии «Метод Пресс».

Воспитатель предлагает детям отгадать загадки.

Задание: отвечать нужно, используя слова: «я думаю», «я считаю, что это…», «потому что», «следовательно, это…»

2. Дид. Упражнение «Лишнее слово»

Задание: найти лишнее слово, объяснить, почему так считаешь, используя слова «по моему мнению. «я думаю», «я считаю, что это…», «потому что».

Например: корова, свинья, заяц, овца;

воробей, кукушка, комар, синица;

щука, карась, окунь, лягушка, сом.

Совместное определение темы занятия:

– Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить на занятии?

II этап. Познавательная деятельность.

Мотивация:

Дети на канале телевидения «Умань» открывают новую программу «Мир животных глазами детей». Меня попросил ведущий этой программы взять у вас интервью о том, что вы знаете о животных.

Дидактическая игра «Парные картинки» (работа в парах, ИАО «Микрофон»).

Задание: найти пару по картинке с изображением животных, совместно вдвоем определить, что знают об этом животном, договориться, кто будет отвечать.

Дети по кругу становятся парами. Каждая пара в руках, держа картинку. У взрослого в руках – микрофон.

Воспитатель:

Я знаю, что волк хищное животное.

Передает микрофон паре детей. Один ребенок из пары дополняет:

А мы еще знаем, что жилье волка называется логово.

И передают микрофон другой паре, которая дополняет ответ.

Физкультурная минутка. Дид. игра «Карусель».

Дети стоят в кругу. Один из них держит мяч.

Ребенок:

Громкий называй и мяч по кругу соседу передавай (согласный называй и мяч по кругу передавай).

Игра с мячом «Замени слово так, чтобы оно заканчивалось на «и».

Воспитатель стоит в кругу с мячом и произносит слова-названия животных в единственном числе, бросая мяч ребенку; ребенок ловит мяч и образует слово во множественном числе, добавляя «и».

Например: заяц – зайцы;

лось – лоси;

медведь – медведи;

мышь – мыши;

окунь – окуни;

комар – комары;

овцы – овцы;

криль – кролики.

Вопросы к детям:

Как произносится согласный перед «i»?

Самостоятельная работа.

Задание: найти значок для обозначения мягкого согласного

Дети, скажите, чем отличаются дикие животные от домашних?

Выложите слово «лес» звуковыми фишками. (Дети преподают звуковую модель слова.)

ІІІ этап. Преобразовательная деятельность. Составление рассказа-размышления о животном.

Детям предлагается набор символических изображений, символизирующих следующие реплики:

«Я знаю, что…»

«Во-первых…» 1

«Во-вторых…» 2

«Итак.»

У воспитателя такой же набор демонстрационных символических изображений. Педагог дает образец повествования и последовательно излагает символические изображения.

К примеру:

Я знаю, что собака – друг человека.

Во-первых, собака охраняет дом человека. 1

Во-вторых, ходит с хозяином на охоту. 2

Так что собака – друг человека.

Затем педагог предлагает детям выложить в том же порядке символические изображения и составить рассказ-размышление согласно им. Дети составляют рассказы по схематическим пометкам и после этого проводится игра «Оцени рассказ товарища» (работа в парах).

Задача: договориться, кто будет сначала рассказывать, а кто слушать. Рассказывающий должен говорить четко по схеме, а кто будет слушать – определить правильно ли построен рассказ товарища. (IV этап. Оценочно-контрольная деятельность.) По условному сигналу воспитателя дети заканчивают работу в парах. По желанию дошкольников, он предлагает презентовать свой рассказ перед коллективом детей (2-3 рассказа, используя при этом игровой прием (запись рассказа на диск для ведущего программы).

Итог и анализ занятия:

Как, по-вашему, помогли ли мы ведущему телепрограммы в подготовке передачи? Чем?

Что нового вы узнали о животных из рассказов ваших товарищей?

Вам понравилось, как вы работали на занятии?

Чтобы вы еще хотели узнать о животных?

7 января 2024 в 08:21

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.